Характеристики автомобильного аккумулятора

Характеристики автомобильного аккумулятора

Каковы основные характеристики автомобильного аккумулятора? Вопрос, который требует подробного рассмотрения. Запуск двигателя автомобиля в холодную погоду и обеспечение работы электронных систем, находящихся на «борту» автомобиля, при неработающем двигателе — это задача АКБ (аккумулятора). Одни характеристики не меняются со временем (габариты, полярность, тип и т.д.), другие же теряют свои первоначальные значения в результате химических реакций, циклов заряда/разряда и АКБ приходит в негодность.

характеристики аккумулятора автомобиля

При выборе нового аккумулятора одни обращаются в СТО или к «знающим» друзьям, а другие идут по пути наименьшего сопротивления и попросту покупают точно такую же модель, которая была установлена ранее. Однако, правильно выбрать АКБ среди их богатого ассортимента можно и самостоятельно.

Достаточно знать ее характеристики и особенности, на основе которых уже будет совершен подбор модели, оптимально подходящей к конкретному автомобилю. Благо, уже существующие классификации позволяют разобраться в многообразии моделей и не сломать при этом голову любителю, который хочет стать профессионалом.

Основные характеристики АКБ

АКБ «подключается» к работе в те моменты, когда двигатель либо работает на малом ходу, либо выключен вовсе. В третьем варианте АКБ может обеспечить питание, когда генератор не справляется с нагрузкой. В данном случае аккумулятор выступает в роли дополнительного источника питания, который может «спасти» ситуацию. В остальное время при нормальной работе мотора необходимость в АКБ отпадает.

К основным характеристикам аккумулятора относят:

  • номинальную и резервную емкости;
  • полярность;
  • ток холодной прокрутки.

Типы АКБ также играют немаловажную роль в их эффективности. Разновидностей батарей сейчас существует множество, но превалируют все же свинцово-кислотные модели. По характеристикам они многим уступают, но считаются наиболее «демократичными» в плане стоимости.

Номинальная емкость

Номинальная емкость — показывает потенциальную величину, сколько времени сможет АКБ питать электронику автомобиля (при 20-25°С электролита) до снижения напряжения на электродах до 10,5В. Измеряется в ампер-часах (А/ч).

При снижении температуры от 20°С до 0°С емкость свинцовой АКБ упадет на 15%, при холоде до -20°С емкость снизится еще на 25%, так как холодный электролит становится вязким и хуже проникает в поры пластин АКБ. Емкость АКБ будет напрямую зависеть от величины разрядного тока и температуры электролита. Подбирается с учетом климата в котором эксплуатируется АКБ и мощностью автомобиля:

  • 40-60А/ч – легковые а/м в умеренном и холодном климате;
  • 80-100А/ч – бензиновые и дизельные а/м в условиях любого климата.

Резервная емкость

Резервная емкость (reserve capacity) — получившая изначально распространение в США характеристика АКБ, показывающая сколько времени он будет питать электрику движущегося автомобиля разрядным током 25А, в том случае, если генератор выйдет из строя. В современных аккумуляторах этот показатель не менее 40 минут, что позволяет доехать до дома или ближайшей СТО.

Полезный совет: не стоит путать номинальную емкость с остаточной или заряженностью АКБ. Номинальная емкость это величина потенциальная, показывающая возможности батареи при полном заряде и «идеальных» температурных условиях.

Ток холодной прокрутки

Током холодной прокрутки (ТХП, стартерный или пусковой ток) называется то значение, которое может «выдать» АКБ в течение 10 сек. при -18°С и разрядном токе в 7,5 вольт. От величины ТХП зависит возможность запуска двигателя в холодное время года. Основным потребителем будет являться стартер. Если летом ему необходимо преодолеть силу сжатия на цилиндрах, то зимой к силе «противодействия» прибавится загустевшее масло.

Для «прокрутки» двигателя будут иметь значение:

  • его объем;
  • состояние (холодный или горячий);
  • вид;
  • вязкость масла.

ТХП может достигать от 30А для того, чтобы завести легковой малолитражный автомобиль летом, до 700А для того, чтобы «прокрутить» дизельный двигатель зимой. Пусковой ток напрямую зависит от емкости АКБ, чем больше емкость, тем больше ТХП.

Напряжение АКБ

Напряжение — это сумма напряжения всех батарей, соединенных в АКБ. Исходя из этого определяются 3 вида батарей:

  1. 6В – для легкой автомототехники. До середины прошлого века являлось единым стандартным напряжением всех АКБ.
  2. 12В – для современных легковых автомобилей отечественного и иностранного производства.
  3. 24В – для грузовых тяжелых автомобилей и специальной техники.

Габариты

Габариты АКБ необходимо знать для того, чтобы она «села» на свое штатное место и надежно была закреплена тем способом крепления, который для нее предусмотрен. Иначе «ямы» на дороге и вибрация могут вызвать не только неприятности в виде вылившейся кислоты, но и вызвать осыпание пластин, что значительно снизит срок службы АКБ.

Cрок службы аккумулятора

Срок службы АКБ будет зависит от следующих факторов:

  • количество циклов зарядки и разрядки;
  • количества и характеристик приборов потребления электроэнергии, подключенных помимо «штатных».

Современными производителями закладывается потенциал в эксплуатацию АКБ в 2-3 года, что соответствует 80-100тыс. км пробега на исправном (без утечек тока) легковом автомобиле. При «щадящем» режиме использования и соблюдении условий хранения и обслуживания можно продлить жизнь АКБ до 7-10 лет.

Полезный совет: при сильной разрядке плотность электролита снижена, поэтому при похолодании возможно его замерзание с разрушением свинцовых пластин АКБ уже при -5°С.

Типы АКБ

Тип АКБ – один из важных факторов при выборе АКБ. В зависимости от частоты пользования техникой и места хранения автомобиля приобретается обслуживаемый, малообслуживаемый или необслуживаемый тип АКБ.

К обслуживаемым (сурьмянистым) АКБ относятся батареи с добавлением в активные свинцовые решетки, около 25% сурьмы. Применяются на грузовиках и спецтехнике. В таких АКБ необходимо постоянно следить за уровнем и плотностью электролита, так как при химических реакциях испаряется вода.

Малообслуживаемые (малосурьмянистые – 5% сурьмы) батареи, это те, в которых «потери» воды сведены к минимуму путем снижения интенсивности реакции, чтобы избежать «выкипания». В силу нетребовательности к «перепадам» напряжения в бортовой сети и цены наиболее распространены в России.

Необслуживаемые АКБ (с добавлением кальция, гибридные) подходят любителям ездить часто и кого автомобиль не находится подолгу на «свежем» воздухе. Проблем с испарением влаги в них нет, но они крайне «болезненно» реагируют на полный разряд. После 2-3 циклов полного разряда в них происходит необратимая потеря емкости.

Полезный совет: при выборе источника тока для холодного климата оптимальным выбором будет гибридный гелеевый, но его цена пока что, оставляет желать лучшего, поэтому стоит обратить внимание на малосурьмянистую АКБ.

Полярность

Полярность — характеристика АКБ, показывающая с какой стороны располагается «плюсовой» электрод. Определение полярности необходимо для правильного и безопасного подключения АКБ в своем «гнезде», так как при «срочности» покупки и внешне одинаковых «коробочках» батарей легко перепутать клеммы даже опытному водителю. Наращивание «минусового» провода и неправильный расчет его сечения чреваты последствиями от вышедшей из строя электроники до сгоревшего автомобиля. Определение полярности имеет свои «особенности», для АКБ у которых тоководы расположены вдоль длинной стороны, вдоль короткой, по диагонали и т.д.

Для АКБ с расположением клемм вдоль длинной стороны, европейский стандарт или «обратная» полярность, означает, что при повороте к себе стороны АКБ, на которой расположены клеммы, «+» будет находиться справа (0). При «российской» или «прямой» полярности положительный токовод будет слева (1).
прямая полярность

Существуют варианты расположения клемм АКБ на фронтальной стороне (американский стандарт) или сверху по диагонали(2). Для определения полярности АКБ у которых клеммы расположены вдоль короткой стороны (для грузовых машин), необходимо развернуть батарею клеммами «от себя». Тогда, при «обратной» полярности, «+» будет находиться справа(3), при «прямой» слева(4).

полярность АКБ

Невозможно присудить какому-то аккумулятору звание «лучшего». Каждый тип обладает своими специфическими особенностями, которые обуславливают их применение в конкретных условиях. Такая «ситуативность» и не позволяет определить победителя в импровизированном «конкурсе». Любой владелец автомобиля, который заботится о своей технике, рано или поздно сталкивается с необходимостью замены аккумулятора. Зачастую происходит это не в момент истечения срока эксплуатации, а когда холода окончательно «добивают» действующий АКБ. Тонкости правильного выбора не будут вас страшить, если вы сможете разобраться в основных характеристиках аккумулятора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *