Сколько заряжается автомобильный аккумулятор

Сколько заряжается автомобильный аккумулятор

Если автолюбитель не знает, сколько должен заряжаться автомобильный аккумулятор, значит, его не заботит сколько стоит новый. В зимний период, особенно актуальной становится тема, связанная с аккумуляторами, когда холодный пуск способствует их быстрому разряжению. Аккумулятор требует обслуживания, профилактики и регулярной зарядки от сетевого источника. Это продлит срок службы батареи, не даст ей «умереть» в самый неподходящий момент и обойдется намного дешевле, чем покупка новой.

От чего зависит время зарядки АКБ

Хотя существуют формулы и онлайн калькуляторы, указать, сколько заряжается автомобильный аккумулятор, можно только весьма приблизительно. Для того, чтобы рассчитать время зарядки АКБ, необходимо:

  • определить разряженность батареи (в %);
  • вычислить потерянную емкость (в А/ч);
  • в зависимости от силы тока заряда с потерей на КПД (40-50% -умножаем на 2) рассчитать.

От чего зависит время зарядки АКБ

На практике, если в АКБ емкостью 60 А/ч с зарядом 50% требуется «забить» 30 А/ч, то это совсем не означает, что он зарядится током 6 А за 5 ч. Теоретические формулы хороши для задачек по наполнению воды в бассейне. Дело в том, что АКБ сама является сложным (химическим) устройством, и, происходящие внутри нее нерегулируемые реакции (степень сульфатации, скорость приема заряда и т.д.), могут быть разные. Время зарядки будет зависеть от следующих параметров:

  • остаточной емкости аккумулятора;
  • разряженности АКБ;
  • плотности электролита и его температуры;
  • «возраста» АКБ;
  • степени сульфатации пластин;
  • типа зарядного устройства;
  • способа зарядки и т.д.

«Разнос» заряда по времени большой — от 20-30 минут в форсированном режиме (губительном для АКБ) до 10, 20 и более часов для полной зарядки малыми токами. Достаточно вспомнить, что АКБ — это химический источник тока и принцип ее действия. Вопреки расхожему мнению, она не накапливает в себе ни тока, ни энергии.

Происходящие в ней окислительно-восстановительные реакции (заряд/разряд) позволяют многократно восстанавливать ее работоспособность, путем пропускания тока в обратном направлении, чем при отдаче. Подзарядка от генератора оправдывает себя при достаточно частом использовании автомобиля на длительное время, но не на износ (в режиме «такси») — это грозит хронической недозаряженностью АКБ и преждевременным выходом её из строя.

Необходимость обслуживания и зарядки АКБ сетевым устройством

Регулярная зарядка аккумулятора (не реже, чем раз в 2 месяца) от зарядного устройства обоснована его режимом работы и правилами технической эксплуатации. Кроме обязательной зарядки при потере 50% заряда летом и 25% зимой, ежегодного контрольно-тренировочного цикла (КТЦ), состоящего из полной зарядки и разрядки АКБ, для продления срока её службы с помощью зарядного устройства, проводится десульфатация пластин. Несмотря на то, что при нормально работающем генераторе заряд АКБ начинается с того момента, как запустился двигатель (даже на холостом ходу), существует множество нюансов, от температуры «за бортом» до количества энергопотребителей в автомобиле, которые повлияют на полную зарядку батареи от бортовой сети.

Следить за напряжением АКБ и плотностью электролита при каждом запуске практически невозможно, а то, что она справилась с заводкой двигателя не говорит о том, что она полностью заряжена. И, если понимать саму физику процесса, и то, каким образом и сколько должен заряжаться автомобильный аккумулятор, то вопрос о полной зарядке от генератора отпадет сам собой. Существует 2 способа зарядки АКБ:

  1. От генератора в машине.
  2. От сетевого зарядного устройства.

Штатная зарядка при работающем двигателе возможна в случае небольшого разряда АКБ и потребует значительного времени работы двигателя и расхода топлива. Если температура на улице отрицательная, загустевший электролит будет хуже участвовать в реакции. Генератор будет исправно выдавать ток для зарядки, но АКБ будет «брать» его намного хуже, пока не прогреется подкапотное пространство и сам аккумулятор. Наличие включенных в это время кондиционера, фар, обогревателей стекол, стеклоочистителей и т.д. еще больше увеличат время заряда батареи.

Полезный совет. Ни в коем случае не подключайте зарядное устройство напрямую к автомобилю при отключенном АКБ. Это губительно для бортовой электроники. Батарея является «буфером», сглаживающим пиковые скачки напряжения как от генератора, так и от ЗУ.

Виды зарядки АКБ от сетевого зарядного устройства

Существует несколько видов зарядки при помощи зарядного устройства от сети 220 В:

  1. При постоянном напряжении.
  2. При постоянном токе.
  3. Комбинированный метод.
  4. Малыми токами.
  5. Быстрая (экспресс) зарядка.

Зарядка при постоянном напряжении

Зарядка постоянным напряжением в теории является самым правильным методом для АКБ. Напряжение постоянное от 13,8 до 14,5 В (чем выше, тем быстрей заряд), а показатели амперметра пропорционально соответствуют оставшемуся количеству заряда до полной емкости аккумулятора. Если напряжение зарядного устройства будет меньше номинала 12,7 В, то АКБ заряжаться не будет, а возможен еще больший разряд. По мере заряда батареи будет расти внутреннее сопротивление батареи, а значение силы тока падать.

При полной зарядке емкость «использована» вся, сила тока равна нулю. Сколько времени заряжается автомобильный аккумулятор в этом случае точно сказать нельзя, это еще будет зависеть и от напряжения. При 14,4 В за сутки АКБ возьмет 80% заряда, при 15 В – 90% и при 16 В – 100%. На практике же зарядка АКБ обычно происходит до 90-95%, и она уже «вяло» воспринимается батареей при показании амперметра в 0,2 А. За 1 час заряда АКБ может вобрать в себя 50-60% емкости. Затем сила тока падает, и за 2-й час зарядка идет еще медленнее 15-20%. Для того, чтобы «нагнать» недостающие 5% при 0,2 А, понадобится еще 10 ч.

Зарядка при постоянном напряжении

Зарядка при постоянном токе

Зарядка при постоянном токе обладает тем преимуществом, что при этом способе возможна 100% зарядка батареи. Оптимальной считается сила тока в 1/10 от емкость АКБ, то есть для аккумулятора емкостью 60А/ч это будет зарядный ток в 6 А. Зарядное напряжение должно быть не ниже 14,4 В, чуть больше напряжения самой АКБ. Зарядка соответственно займет 10 часов и более. Показателем заряженности батареи будут «закипание» электролита (газообразование) во всех банках. Данный метод требует стабилизации силы тока и наблюдения за процессом ввиду обильного газовыделения в конце заряда и повышения температуры электролита.

Для снижения негативных воздействий рекомендуется проводить более эффективный двухступенчатый режим заряда. На втором этапе при достижении напряжения на АКБ 14,4 В сила тока уменьшается в 2 раза (1/20 от емкости). Именно при напряжении 14,4 В начинается процесс гидролиза воды. При работе с современными малообслуживаемыми АКБ, не имеющими доступа к электролиту, рекомендуется еще раз понизить вдвое силу тока (1/40 емкости). Как и везде, тут приходится выбирать «золотую середину». Меньшим током достигается более «глубокая» зарядка аккумулятора, но она требует значительного времени (более 20 часов). При более сильных зарядных токах возможно выкипание электролита и выход из строя АКБ.

Зарядка при постоянном токе

Комбинированный метод зарядки

Комбинированный способ зарядки «I-U» сегодня является самым эффективным (I-Uсила тока/напряжение). Суть метода состоит в том, что сначала осуществляется зарядка постоянной силой тока, при достижении напряжения 14,4В, ампераж снижается, и происходит зарядка постоянным напряжением. На современных зарядных устройствах, как правило, эти процессы автоматизированы, участие человека сведено к минимуму.

Зарядка малыми токами

Зарядка малыми токами (уравнительная) производится, когда необходимо провести КТЦ батареи и для восстановления активных масс на всех сетках блока. При действии малых токов КПД ЗУ повышается, а сам процесс зарядки становится эффективней, так как вовлекаются большие массы активного вещества, происходит десульфатация. Времени требуется больше 10 ч, так как величина тока от 0,03 до 0,5 А. Показателем полного заряда станет неизменное значение напряжения и плотности электролита в течение 3 ч. Отсутствует перенапряжение и «кипение» электролита.

Быстрая зарядка (экспресс-зарядка)

Форсированная (экспресс) зарядка используется в случае крайней необходимости, так как АКБ очень плохо «переносит» такие нагрузки, происходит активный износ пластин, снижается её срок службы и она может полностью выйти из строя. Если разрядка достигает больше 50%, то данный способ бесполезен. Быстрая подзарядка позволяет использовать АКБ и завести автомобиль через 20-30 мин. Сила тока в таких зарядках достигает до 70% от емкости аккумулятора. В таких случаях все-таки лучше использовать пусковое устройство или «прикурить» от другой АКБ.

Важно! Зарядка АКБ при температуре ниже -15°С нежелательна, так как перестает происходить рекомбинация газов на пластинах, и электролит начинает терять воду.

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Если двигатель не может прокрутить коленчатый вал, и при повороте ключа зажигания не загорается приборное табло, значит пришло время зарядки аккумулятора. Также на малый заряд устройство будет указывать красный индикатор на крышке батареи.

Для подготовки АКБ к зарядке необходимо оценить ее визуальное состояние. Иногда на коробке аккумулятора имеются многочисленные подтеки электролита. Также на нем могут появиться трещины от механического воздействия. Такие батареи лучше не обслуживать, а просто выкинуть.

Важно! Если вы принесли АКБ « с мороза», дайте ей 30 минут согреться перед процедурой зарядки.

Если повреждений не замечено, и подтеки электролита незначительны, нужно сделать следующие операции:

  1. Снять клеммы с контактов. Сначала отсоедините минусовую, затем плюсовую клемму. Это снизит риски короткого замыкания.
  2. Скрутить крепежные болты и зажимное устройство. Достать аккумулятор с посадочного места.
  3. Аккуратно протереть корпус устройства от подтеков электролита. Для этих целей лучше всего использовать слабый содовый раствор.
  4. Зачистить клеммы металлической щеткой от оксидной пленки.

На обслуживаемых аккумуляторах потребуется выкрутить пробки для заливки кислоты. Также нужно будет проверить уровень электролита в батарее, а при необходимости пополнить его.

Важно! При снятии клемм с контактной группы аккумулятора будьте предельно осторожны. Помните, даже остаточный ток может вывести из строя электронный блок управления автомобиля, если вы замкнете плюсовой и минусовой контакт.

Сколько заряжать аккумулятор автомобиля

Для начала зарядки батареи подсоедините ее к зарядному устройству, соблюдая полярность проводов, и включите само зарядный аппарат в сеть. Далее можно проводить зарядку двумя способами:

  1. При помощи постоянного тока. В этом случае процесс проходит в несколько этапов, при этом требуется постоянное наблюдение со стороны человека. В среднем такая зарядка длится около 3-5 часов в зависимости от емкости батареи, а также уровня ее разряженности.
  2. При помощи постоянного напряжения. В этом случае зарядка пройдет за один длительный заход, однако сам аккумулятор наполнится только на 80%. Участие человека не потребуется, но время, потраченное на зарядку устройства, может составить более 1 суток.

Сколько заряжать аккумулятор автомобиля

Обслуживаемые аккумуляторы

Для зарядки обслуживаемых аккумуляторов используется двухступенчатый метод. Ток заряда определяют, исходя из емкости АКБ. Для емкости 60 A устанавливают мощность в 0,1 от нее, то есть 6 A. Аккумулятор заряжают до мощности на клеммах 14.4 В. Далее силу тока снижают в 2-3 раза и продолжают заряжать до образования газов в электролите. Весь процесс, когда батарея сильно разряжена, может занимать до 15-16 часов.

Если обслуживаемый аккумулятор почти не разряжен, процесс зарядки одноступенчатый, выставляют силу тока в 0,1 от емкости и заряжают АКБ до газообразования в электролите.

Необслуживаемые аккумуляторы

Чаще всего необслуживаемые батареи заряжают, используя метод постоянного напряжения. Оптимальным значением для них является 13,8-14,4 В. Это напряжение безопасно для любой степени разрядки, АКБ будет заряжаться без нагрева электролита и выделения газов. Сила тока должна задаваться зарядным устройством автоматически по состоянию батареи.

За первый час заряд достигает 50-60% емкости, за второй — 65-80%, за третий — 71-88%. АКБ заряжается, набирая до 90-95% мощности, за 4-5 часов. Зарядка прекращается, когда ток снижается до 0,2 А.

Сколько по времени заряжать аккумулятор автомобиля, узнаете из этого видео:

Признаки заряженного аккумулятора

Основной показатель заряженности аккумулятора — напряжение на клеммах. Полностью готовое устройство будет показывать 12.6 и более вольт. Измерить напряжение можно при помощи мультиметра. Также данный показатель отображается на дисплеях большинства зарядных устройств.

Еще один косвенный признак заряженности аккумулятора — снижение бурления в батарее на последних этапах зарядки постоянным током. Ну и появление зеленого флажка в окошке батареи также является признаком заряженности устройства.

Справка. Напряжение 12,42 В. на клеммах соответствует 80% заряда АКБ, 12,2 В — 60%, 11,9 В — 40%, 11,58 В — 20%, 10,5 В — 0%.

Признаки заряженного аккумулятора

Меры безопасности при зарядке АКБ автомобиля

Аккумулятор — это электротехническое устройство. Основной принцип работы данного агрегата основан на агрессивных химических процессах. Важно соблюдать меры безопасности при его обслуживание и зарядке:

  1. Работайте в резиновых защитных перчатках и очках.
  2. Заряжайте аккумулятор в хорошо проветриваемом помещении при температуре не ниже 10°С.
  3. Не курите рядом с заряжающейся батареей. В процессе зарядки выделяются едкие пары, которые могут вступить в реакцию с огнем или искрой.
  4. Заливайте кислоту в воду, а не наоборот. Это школьное правило по химии помнят не все автовладельцы.
  5. После окончания работ помойте руки и лицо теплой водой с мылом.

Соблюдая данные правила предосторожности, вы не получите травм, и зарядите АКБ до полноценного состояния.

Подводя итог, можно сделать «усредненный» вывод. Для зарядки полностью разряженного АКБ 10% силой тока от номинала понадобится 10 ч, при постоянном напряжении достаточно 4-5 ч до 90% емкости. Но выгода в данном случае сомнительная, так как недозаряженная АКБ отслужит намного меньше циклов, чем «полная». Чтобы зарядить её до 100% напряжением понадобится еще 10 ч. Хороший и полный заряд — это длительная подача относительно малых токов. Все что «побыстрее и помощнее» негативно скажется на сроке службы АКБ.

Полезное видео

Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор, узнаете из этого видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *